В Греции ложе для сна носило название краббатионе (откуда, вероятно, происходит и слово кровать). Было у них еще и ложе для трапезы – клине – на нем во время обеда возлегали мужчины, женщины, как правило, сидели на стульях. Клине имело фигурные ножки и покрывалось тюфяками, а его невысокое изголовье украшалось, зачастую, скульптурными изображениями.
Римская кровать для сна – лектус – была деревянной, иногда с бронзовыми накладками, в изголовье ее была спинка. Матрасы и подушки набивались шерстью, а позже – гусиными перьями.
Кровати восточной знати часто снабжались пологом или занавесками. Изначально их целью была защита от насекомых, но впоследствии они стали неотъемлемым элементом декора.
В эпоху Раннего Средневековья в оформлении кроватей следовали византийскому образцу: обилие роскоши и инкрустаций из слоновой кости и драгоценных камней покрывало изголовья таких лож. Под влиянием византийского начал формироваться романский стиль.
В XII веке над кроватями появляются балдахины (по типу восточного шатра), которые крепились, вначале, к потолочным балкам, а немного позже (XIV-XV век) – к раме, державшейся на четырех стойках – продолжениях ножек кровати. Ложе располагалось высоко над каменным полом и со всех сторон закрывалось занавесками, что помогало сберечь немного больше тепла.
В средние века на кроватях спали лишь богатые люди, а их слуги умащивались на полу. Кровать располагали изголовьем к стене, а ногами – к очагу. Верхнюю одежду вешали на балку, выпирающую из стены, а нижнюю сорочку (спали нагишом) клали под подушку, чтобы надеть потом теплой.
Постельных принадлежностей в это время было огромное множество: тюфяки покрывались периной, на которую стелил две простыни, под подушки в наволочках подкладывали валики, а количество и качество одеял зависело от материального положения человека. Крестьяне, часто, спали, укрывшись собственной одеждой.
В эпоху Позднего Средневековья кровать проникает и в дома небогатых людей. Это было одно большое ложе, спали на котором все домочадцы. Индивидуальной кровати у крестьян не было вплоть до XIX века. Такой привилегией пользовалась лишь знать, превращая ложе в произведение искусства, украшенное камнями и балдахином из дорогих тяжелых тканей. В XVI-XVII веках балдахин превращается в настоящий шатер.
Комнаты, служащие спальней ночью, превращались в гостиные днем: с XV века появилась мода принимать гостей, лежа в постели.
В XVIII веке количество разновидностей кроватей было огромным, но все многообразие можно свести к двум типам: "французская" кровать – с одной спинкой и "польская" кровать – со спинками с двух сторон и вдоль стены. Первая ставилась в центре комнаты, вторая – в алькове.
В конце XVIII века кровать становиться проще, но драпировки сохраняются еще длительное время.
В XIX веке функции гостиной и спальни расходятся, так, что бедные люди, не имеющие отдельного помещения для приема гостей, вынуждены днем маскировать свою кровать.
В 1824 году происходит важное открытие – французский мастер Делагль изобретает пружинную сетку. Вместо дерева для производства кроватей начинают использовать металлические трубы. Такие кровати предназначались для госпиталей, но по причине своей гигиеничности и невысокой цены получили большое распространение в обиходе. Такая ситуация продолжалась вплоть до середины XX века.