Основными предметами мебели были лавки, скамейки и табуретки. Стульев и кресел почти не было. Лавки же могли быть недвижимыми (такие часто вдоль стен стояли) или переносными. На них не только сидели, но и спали (спали, также, и на русской печи). Для хранения посуды использовались открытые полки и настенные или напольные шкафы. Столы были массивны и включали в себя множество выдвижных ящичков. Скамьи бывали со спинками и без них, откидные (переметные). Сундуки появились немного позже.
Украшалась мебель резьбой, колоннами, а также росписью. Все это отображало русские архитектурные мотивы. Рисовали и вырезали, обычно, силуэты животных и птиц, растения и геометрические фигуры.
В церкви основной мебелью были разного вида ящики для хранения свечей.
Архитектура стиля барокко и рококо в России связана с именем Растрелли. Те же формы преобладают и в мебели этого времени.
Тульский завод в XVIII веке начал выпускать железную мебель, но попадала она только во дворцы. Предметы эти были высокого качества и отличались необыкновенной красотой, поскольку напоминали по тонкости работы кружево, к тому же покрывались драгоценными металлами.
Вторая половина XVIII – начало XIX века было ознаменовано господством классицизма в русской культуре. Это отразилось на интерьере и, как следствие, на мебели этого времени.
Предметы обстановки были пропорциональны и гармоничны, без всяких излишеств.
По форме, характеру отделки и материалу русская мебель эпохи классицизма распадается на две группы: дворцовая и бытовая. Первая отличалась дороговизной материалов, пышностью украшений и изготавливалась столичными мастерами (Гамбс, Тур) по проектам именитых архитекторов (А.Н. Воронихин, К.И. Росси и другие). Бытовая мебель, изготовленная крепостными мастерами по тем же канонам, но из более дешевой древесины, наполняла помещичьи усадьбы и дома горожан.
Для производства мебели использовалась древесина ореха, березы, липы, ясеня, которая стилизовалась под дорогое и модное красное дерево. Большим вкладом русских мастеров в мебельное искусство стало использование (впервые в 70-х годах XIX века) древесины карельской березы. Еще предметы интерьера этого времени отличало большое количество механических уловок – потайных ящичков, тайников и прочее.
Павловская эпоха – переход от классицизма к стилю "ампир". Мебель из красного дерева и карельской березы была массивна и расписана орнаментами из крупных элементов. Влияние французского стиля "ампир" было ощутимо еще и при Александре I. Но были и самобытные решения. Например, монументальность, русские орнаменты, позолота, лепка из гипса и левкаса.
Образцы мебели стиля "ампир" тоже разделяются на дворцовую и бытовую мебель (русский бидермейер).
В 20-х годах XIX века тяга к монументальности проходит. Комнаты, а вслед за ними и мебель, становятся небольшими (диванная, курительная), чувствуется влияние восточных традиций. Отсюда обилие диванов, соф, китайских столиков, драпировок и т.п. К концу века происходит повтор стиля рококо, но в более простых и тяжелых формах.
Стиль модерн в России мало отличается от европейского: отсутствие симметрии и логики. В XX веке появляется увлечение старинной мебелью, которая расценивается как антиквариат.