Художественный принцип согласования пропорций перешел из архитектуры Раннего Возрождения в интерьер. Акцент начинают ставить на профилировке мебели. Так, лари, имевшие форму прямоугольного ящика, приобретают точеные ножки и изогнутые спинки. На их стенках появляется резьба с позолотой, применяется также интарсия (инкрустация деревом). Для росписи мебели приглашаются видные художники.
Основными типами мебели в это время были ларь (кассоне), скамья-ларь со спинкой и подлокотниками в виде двух сундучков (кассапанка), два вида стульев (на четырех ножках и на двух резных досках с сиденьем в форме восьмиугольника), а также, низкие кровати с резными столбиками по углам (моды на балдахин не было).
Помимо этого, в XVI веке появляются образцы мебели, которых не было раньше. Это бюро-конторки и мягкие кресла.
Как известно, главным примером для подражания в эпоху Ренессанса была культура Античности. Активно проводились раскопки, велись поиски затерянных в веках статуй, рукописей, предметов быта древних греков и римлян. Естественно, найденные образцы оказывают влияние и на стиль мебели. Из архитектуры в мебельное искусство перебираются такие детали украшений, как пилястры, колонны, фризы, карнизы и т.п. Появляются элементы мебели в виде львиных лап, голов баранов, разнообразных масок и других атрибутов из античности.
Функциональные части мебели маскируются декорациями с богатой позолотой, мозаикой из ценных пород деревьев, росписью. На филенках шкафчиков появляются даже перспективно построенные архитектурные пейзажи.
В развитых городах Италии появляются свои направления в обработке мебели и ее стиле. Так, крупной декоративной резьбой отличалась мебель из Рима, Сиены и Болони; инкрустацию из слоновой кости и черного и белого видов дерева, выложенную в форме геометрических фигур, применяли в Ломбардии и Венеции (чертозская мозаика, по названию монастыря); рельефные, резные шкафы-бюро и поставцы-креденцы с множеством ящичков изготавливали в Генуе и Лигурии. Чаще всего для производства мебели использовалась древесина ореха.
Новые методы и породы деревьев начали применяться в это время в Голландии, торговля с которой обеспечила Европу новыми материалами для мебели (черное палисандровое дерево, розовое бразильское дерево, амарантовое дерево). Появляется новый вид стульев и кресел с витыми ножками и спинками. Сиденья обиваются кожей и гобеленом, прикрепляясь при этом гвоздями с крупными шляпками.
Таким образом, от готического стиля мастера переходят к усложненному архитектурными деталями стилю мебели, созвучному общему направлению искусства эпохи Ренессанса.